Гараж. Часть 2. «Лесовозная»

Вторник, 28 Апр 2015

В предыдущей статье, посвященной соловьевскому гаражу, мы изучили, вернее вспомнили, газогенераторный транспорт.

Лесовозы Соловьевского

Лесовозы Соловьевского

Теперь пришло время ознакомиться с тем, как выглядело дальнейшее развитие «лесной» техники.

Стремительное развитие лесозаготовок в 50-е и 60-е годы потребовало качественного роста соответствующего транспорта.

ЗИС-41 в качестве лесовоза

Потрепанные временем грузовички на тему ЗИС-5 с газогенератором уже не справлялись с возросшим объемом работ.

    Между тем, работа над новыми грузовиками в СССР велась еще во время Великой Отечественной войны. Уже в 1943 году на Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)  поступило задание создать новый автомобиль «с большой тяговой силой». Работа закипела и спустя год (т.е. в 1944) были построены первые прототипы под именем ЯАЗ-200. Еще год ушел на доводку и доработки.

ЯАЗ-200. Первый образец

19 июня 1945 года данные автомобили были показаны руководству страны, в т.ч. лично И.В. Сталину.

Тут произошла интересная история. Вождь высоко оценил новый грузовик. Внимание его также привлекла фигурка медведя на капоте (надо сказать, что руководители предприятия были против этой дорогой и ненужной, по их мнению, игрушки).

Медведь. Символ ЯАЗа

Медведь. Символ ЯАЗа

- А это что? – был задан вопрос разработчикам.

Пока директора тряслись от волнения и подбирали ответы, слово взял конструктор и дизайнер Юрий Долматовский. Он рассказал, что медведь – это символ старинного города Ярославль, изображен на гербе, и вообще почитался древними обитателями тех мест (имеется ввиду место города Ярославль) ещё задолго до основания города.

Сталину эта затея понравилась и он распорядился медведя оставить, однако, что касается технической стороны нового автомобиля, то по его мнению на автомобиле правильнее было бы применить бензиновый двигатель, нежели американский дизель, так как его еще нужно освоить в производстве.

Слово вновь взяли инженеры и объяснили, в чем же заключается преимущество нового дизеля для грузовика и почему он необходим. Вопреки популярным ныне демократическим взглядам, конструкторов не отправили в лагеря вместе с родней до десятого колена с последующим обязательным расстрелом за наличие своего мнения. Как раз наоборот. Внимательно выслушав, Сталин дал указание осваивать именно дизель.

В первые 5 лет план по производству грузовиков не выполнялся. Остро стоял вопрос по поводу нехватки стальных листов для облицовки кабины, а потому стальную кабину заменили деревянной, обитой тонкими листами железа. Впоследствии эта «техническая» доработка положила начало множеству других «конструкторских» решений. Так. из-за отсутствия обогревателя некоторые умельцы в прямом смысле прорубали в кабине дырку, чтобы тепло от двигателя согревало их в мороз.

В Ярославле продолжалось производство вплоть до 1952 года, а потом вся проектная документация, чертежи и наработки были переданы на новый завод в городе Минск.

На новом месте грузовик получил имя МАЗ-200, с которым вошел в историю и заслужил всенародную славу.

Единственным отличием МАЗа от ЯАЗа стала измененная решетка радиатора, на которой горизонтальные линии сменили вертикальные.

ЯАЗ-200 получил новое имя МАЗ-200

ЯАЗ-200 получил новое имя МАЗ-200

И самое главное. Знаменитый медведь с капота был убран. У каждого города свой символ. И теперь в качестве украшения использовался зубр. На фото его видно.

К слову.

Другая разработка ЯАЗа также по велению начальства отправилась в другую, тогда еще братскую, УССР где и сегодня выпускается под именем КрАЗ, а в Ярославле со временем вообще не осталось автомобильного производства – завод ЯАЗ полностью переключился на выпуск двигателей.

Но мы вернемся к МАЗу.  

Что же за автомобиль получился в итоге? Давайте посмотрим.

 Теперь перейдем к нашей основной теме – Соловьевский гараж.

Нужно отметить, что грузовик МАЗ-200 стал основателем целого семейства автомобилей самого различного назначения. Но нас больше всего интересует лишь одна из них, о которой пойдет дальнейший рассказ.

Вот уже встречавшаяся в самом начале фраза «потрепанные временем грузовички на тему ЗИС-5 с газогенератором уже не справлялись с возросшим объемом работ». Речь, напомню, шла о лесозаготовках.

Еще нужно напомнить, что в СССР в то время не было автомобиля, который бы задумывался изначально для нужд народного хозяйства. Все они, так или иначе, разрабатывались и создавались с прицелом на военную службу. МАЗ-200 не стал исключением. Его армейская модификация отличалась в первую очередь полным приводом. Тем не менее многозвездные генералы не впечатлились и полноприводная модификация оказалась невостребованной. Единственным ведомством, которое живо заинтересовалось новинкой, стал Минлеспром СССР, страдавший от нехватки мощных лесовозов.

Созданная для военных машина была доработана по «леспромовским» техническим условиям и обрела имя МАЗ-501, первые образцы которой были выпущены в 1953 году.

Лесовоз МАЗ-501

Лесовоз МАЗ-501

И этот лесовоз нам особо интересен, так как именно он составлял основу соловьевского гаража.

МАЗ--501 за работой

МАЗ—501 за работой

МАЗ-501 – это полноценный специализированный лесовоз с коником и прицепом, предназначался для вывозки леса в хлыстах длиной до 35 метров с применением прицепа-роспуска и с полной грузоподъемностью автопоезда в 15 тонн.

Кабина не отапливалась. Зимой работали именно в таком виде

Лесовозы МАЗ-501 на целых два десятилетия стали основными «рабочими лошадками» Минлеспрома СССР. Именно благодаря им, на рубеже 1950-1960-х годов в стране резко возросли объемы заготовок древесины.

МАЗ-501

Автомобиль уверенно передвигался по дорогам всех типов, бездорожью, снегу глубиной до 50 см, разгонялся до 45 км/ч (без прицепа – до 55 км/ч), имел запас хода 375 км. Расход топлива с грузом по шоссе составил 37 л/100 км. Несмотря на внушительную цифру в 37 литров – это рекорд для своего времени.

МАЗ-501

МАЗ-501

Про двигатели. (кому неинтересно пропускаем)

Изначально на МАЗ-501 ставили 2-тактный дизель ЯАЗ-204А объемом 4,65 л и мощностью 110 л.с., но ввиду недостатка последней уже к концу 1950-х (с шасси № 3741) устанавливали 120-сильный вариант ЯАЗ-М204А. Вдобавок, во многих АТП МАЗ-501 со временем переоборудовали под установку более объемных 6-цилиндровых дизелей ЯАЗ-206А. Ну а с 1962 года в леспромхозы стали поступать модернизированные МАЗ-501Б с новым V-образным 4-тактным дизелем ЯМЗ-236.

В Соловьевском гараже лесовозов МАЗ-501 был не один десяток.

Водители МАЗа . Фото Надежды Яковенко-Коноваловой

Водители МАЗа . Фото Надежды Яковенко-Коноваловой

Учтем, что работала эта лесовозная армия в две смены и можно представить сколь богаты были лесные запасы нашего края. И становится понятно, почему они так быстро исчерпались.

Техосмотр в Соловьевском. Фото Надежды Яковенко-Коноваловой

Техосмотр в Соловьевском. Фото Надежды Яковенко-Коноваловой

В гараже проводилось обслуживание и ремонт всей этой техники, то есть уровень технической оснащенности был высочайший. Жители окрестных сел, придя из своей родной колхозной мастерской, открывали рты от удивления, глядя на обилие станков и другого разнообразного оборудования.

МАЗ - 200 не справился с бродом. Фото Натальи Андреевой

МАЗ — 200 не справился с бродом. Фото Натальи Андреевой

Работа на лесовозе считалась престижной и приносила неплохой доход.

Сергей Друзин

Алексей Друзин и лесовоз МАЗ-501

МАЗ-501 верой и правдой служили в нашем поселке долгое время, жаль что не осталось ни единого образца – посмотреть на них вживую было бы крайне интересно. Но, увы, все что было изготовлено из металла и плохо лежало оказалось в пункте приема металлолома. Не думаю, что это кого-то обогатило или осчастливило, а вот мысль о том, что собственная история никому не нужна и не интересна, как-то повергает в грусть.

 Стоит ли после этого удивляться, что какие-то народы и страны быстро забыли, что наша страна их не так давно спасала и защищала? А в благодарность презрительно зовут оккупантами и сносят наши памятники? Почему они должны помнить и уважать нашу историю, если мы сами  плевали на нее смачно и с удовольствием? Но это так… лирическое отступление.

 Вернемся к лесовозам.

Несмотря на то, что в 50-х годах семейство МАЗ-200 имело максимальную популярность, заслуженный успех и находилось на пике славы, уже в это время становилось понятно, что вчерашняя новинка стремительно устаревает. Кабина неудобна, двигатели слишком шумят и дымят, надежность уже не впечатляет, словом, претензии копились.

И вот в 1950-х были начаты работы по разработке принципиально новых грузовиков. В 1958-м появились первые образцы семейства МАЗ-500.

Машина получилась без преувеличения революционной.

МАЗ-500 Первые образцы

МАЗ-500 Первые образцы

Первое что бросается в глаза – бескапотная схема. Т.е если на МАЗ-200 спереди был установлен моторный отсек, а за ним располагалась кабина, то теперь кабина была строго над двигателем. Стоит сказать, что МАЗ-500 был первым советским грузовиком исключительно советской разработки. Все предыдущие модели фактически были доработанными копиями западных аналогов. А этот наш, родной.

Новая компоновка давала ряд преимуществ. Первое и самое очевидное – увеличение места на раме для размещения полезной нагрузки без увеличения длины автомобиля. Второе – лучшая обзорность. Капот отныне не перекрывает половину дороги. Кабина получилась просторной, доступ к двигателю лучше, добавим к этому новую трансмиссию, двигатель, рессоры и получается прямо конфета с колесами. Любопытно, что на первых образцах кабина проявила характер и периодически самопроизвольно откидывалась, вопреки желаниям водителя.

Базовый МАЗ-500, разумеется, быстро разросся до целого семейства из которого мы подробно посмотрим на МАЗ-509 , потому как именно этот лесовоз стал заменять в соловьевском гараже многочисленные МАЗ-501

МАЗ-509

МАЗ-509

Традиционно лесовоз получил привод на все четыре колеса – обязательное условие для подобной техники.

Появилась новая 5-ти ступенчатая КПП, новый четырехтактный дизельный двигатель мощностью 180 л.с., увеличилась грузоподъемность, максимальная скорость, снизился расход топлива, прибавилась ширина, следовательно, автопоезд стал устойчивее.

Автомобиль МАЗ-509 предназначался для перевозки леса как по дорогам, так и по умеренным колеям. Мощный двигатель и полный привод позволял уверенно ездить по делянкам вообще без дорог.

15

Добавилась штатная лебедка, были спроектированы специальные прицепы.

Впрочем давайте посмотрим вот это видео:

 Выпускался этот лесовоз с 1968 года, непрерывно модернизируясь. Последняя версия МАЗ-509А продержалась на конвейере аж до 1990-го года. И пожила бы дольше если бы не глобальные политические потрясения.

Будучи надежным и крепким этот лесовоз и сейчас можно встретить в какой-нибудь глухой деревне

МАЗ-509 в наше время

МАЗ-509 в наше время

Заканчивая тему МАЗа хочется отметить, что этот автомобиль стал не только первым полностью советским созданным для перевозки леса, но, как это ни печально, и последним. После МАЗ-509 в СССР не было специального лесовоза, эти задачи в Соловьевском, да и в стране в целом, стали решать другие автомобили, созданные для других задач.

Рассмотрим кратко.

7 ноября 1960 года в праздничной колонне по улицам города Миасс (что на Урале) проехал первый только что сошедший с конвейера автомобиль УРАЛ-375. Его внешний вид не нуждается ни в представлении, ни в пояснении, ни в напоминании. Всем без исключения он знаком.

Мы же приведем для оригинальности фотографию первого опытного образца, проходившего испытания, еще с брезентовой крышей.

УРАЛ-375. Первый образец

УРАЛ-375. Первый образец

Не секрет, что эта машина создавалась исключительно для военных и решала широкий круг армейских задач. Все это выходит за рамки нашей статьи, но тем не менее нужно непременно сказать, что автомобиль получился столь удачным, что нашел себе место не только в армии, но и в народном хозяйстве.

УРАЛ – тоже своего рода веха в истории. В 1969 году его показали на международной Лейпцигской ярмарке (ГДР), он был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 ему присвоили высшую категорию качества, в 1973 году — государственный Знак качества — символ технического совершенства того времени.

На его основе создано поистине бесчисленное количество специальных машин для нужд всех и вся, в том числе и для лесного хозяйства.

Даже сейчас смотришь на старичка с именем УРАЛ и не перестаешь удивляться, как он так способен ездить. Вот таких, к примеру видео в сети десятки, если не сотни

«Уралы» с индексом 375 также были постоянными обитателями соловьевских лесов. Всем они были хороши – выдающаяся проходимость, надежность, грузоподъемность, но было одно но.

Бензиновый двигатель ЗиЛ-375 с объемом 7 литров и мощностью 180 л.с. имел просто чудовищный расход топлива. Груженый автомобиль по хорошей дороге расходовал 68 литров бензина на 100 км, что даже по советским меркам было неприлично много, а уж сколько он пропускал через себя при движении по сухим соловьевским пескам – даже подумать страшно.

Лишь в 1977 году начали выпускаться первые экземпляры с дизелем от КАМАЗа.

Помимо УРАЛов возили лес и ЗИЛы – 157 и 131-й. Хоть создавались они для других (в первую очередь армейских) задач их с успехом применяли и для вывоза леса.

И вот эти три автомобиля стали живыми свидетелями грустного финала в истории Соловьевского лесничества.

На этом заканчивается лесовозная история в Соловьевском. Если есть у кого какие фотографии на эту тему, то спешите делиться, вместе посмотрим и порадуемся.

 С уважением к читателям,

Е. Друзин

Отдельное спасибо всем кто размещал в одноклассниках интересные снимки. Авторы под ними указаны.


Рубрики: ВОСПОМИНАНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ, РАЗНОЕ-ИНТЕРЕСНОЕ

Метки: , , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Комментарии:

Ваш отзыв