Летник

Воскресенье, 21 Дек 2014

05.08.2010г А.Друзин

Что же такое – летник???…Летником в наших местах называли часть лежневки, соединяющую поселок «Нагорный» с поселком Соловьёвский и предназначен он был для круглогодичного вывоза древесины и в конечном счете, представлял дорогу с твердым покрытием. Про лежневку очень подробно и интересно рассказано в одноименной статье данного сайта.

На этой развилке начинается Летник

На этой развилке начинается Летник. Фото 2010 года (Нажмите на картинку для увеличения)

Добавлю только, что грунт на всём участке песчаный, а перепад высот между Нагорным и Соловьёвским составляет более 100 метров и в сухую летнюю пору для обычного автомобиля этот участок дороги становился непреодолимым препятствием. Поэтому ездили по лежневке в основном летом, за что и получила соответствующее название(мнение автора и прошу не наезжать).Автомобилей «МАЗ» – 509 и «УРАЛ»-375 в автопарке леспромхоза тех лет не было, а имелись только «ЗИС»-5 да и то на древесном топливе. Так, что летник в плане вывоза древесины, имел большое значение. На «Нагорный» у нас ведут две дороги и начинаются они за мостом через Иреть, что за поселковым кладбищем. Левая дорога – это и есть летник, хотя настила не сохранилось на всём её протяжении. Правда кое-где на поверхность выступают шпалы и при езде создают неудобства. Однако речь пойдет не об этом…

Зима 2013. Летник

Зима 2013. Летник (Нажмите на картинку для увеличения)

Мы часто играли в лесу и бегали на «Пиявочное» на рыбалку. Мы росли, а летник разрушался …Пластины гнили, ломались, а шпалы уходили в песок. На месте ровной и прямой дороги остался непригодный для проезда просёлок с множеством проломов и ухабов. И летник на долгое время забросили. Местные жители пластины пустили по другому назначению. Кто хлев соорудил, кто сарай, а кто просто на дрова. Даже мой отец , честнейший человек и законопослушный гражданин, собрав по обочинам дороги старые телеграфные столбы, срубил мне баню для дачи. Когда пластин не осталось, а шпалы глубоко ушли в песок, по дороге этой стали опять ездить, хотя с трудом, из-за сыпучего песка. Так летник получил второе рождение. Так мы и ездили по этой тяжёлой дороге, буксуя и трясясь на подъёмах, но ни разу не задумавшись о её происхождении. Не знаю как другие, а я точно. Дорога как дорога, каких много в округе. Однажды летом , когда я был на каникулах, отец мне предложил: «Поехали, Олешка, проверим рытвину на Мостовке. Может подгруздки пошли». На «Олёшка» он ко мне обращался, когда знал, что мне не охота ,а делать надо. Он был настоящим грибником и имел свои места в разных точках леса, в том числе и на Мостовке и ехал по грибы , как на свой огород в нужное время. Мы собрались и поехали. На дворе стоял конец августа, было тепло и сухо. Путь наш пролегал по летнику и неутомимый помощник и полноценный член семьи старенький трактор натужно бухал ,выплёвывая снопы искр, разрезая узкими передними колесами в сыпучий сухой песок — дорога шла на подъём. Добравшись до места без проблем, мы разбрелись по мелколесью с надеждой найти ,хотя бы несколько белых крепких подгруздков.

Летник зимой

Летник зимой (Нажмите на картинку для увеличения)

Подгруздки – самые вкусные и самые красивые грибы в наших местах. Они искусно прячутся в толстой лесной подстилке и у человека не знакомого с приёмами их камуфляжа, велик риск, вернуться с «тихой охоты» с пустыми руками. Отец определял наличие подгруздков по твердости почвы под постилкой. Я часто ходил за ним по пятам, так как мне хотелось набрать хоть немного этого «белого золота», ведь оно так украшает корзину — на то оно и «золото». Иногда он останавливался и говорил : «Смотри внимательнее, под ногой твердо, значит должны быть подгруздки». Как обычно не ошибался. Чтобы собирать этих красавцев нужно иметь определённое чутьё. Те же подгруздки, которые удаётся обнаружить визуально как, правило червивы и в корзину не попадут. Самыми ценными считаются те, у которых края ещё опущены вниз. Такой гриб приятно держать в руках не только, опуская в корзину, но и опуская в рот ,закусывая им добрую стопку хорошей водки.

пес Черный. Как всегда с нами

пес Черный. Как всегда с нами (Нажмите на картинку для увеличения)

Как я не мечтал, ни подгруздков на засолку, ни боровичков на «жарёху» мы не нашли и отправились в обратный путь …Отец сидел в тележке, а я рулил. Я Любовался открывающимися видами соснового предзакатного леса. Солнце касалось верхушек и освещало стоявший стеной лес по левую сторону дороги. Я ехал и окидывая взглядом окрестности не мог отделаться от чувства, что я где-то это недавно видел .Вот проехали большой бугор, прорытый по середине, а вот проехали поворот и далеко вперед была видна просека, по которой пролегает наша дорога, а вот насыпь…И тут мне показалось, что это мой курсовой проект. Дело в том, что пару месяцев назад я защитил проект по специальности «Сельскохозяйственные дороги и площадки» на кафедре «Архитектуры» и мне пришлось проектировать дорогу из пункта «А» в пункт «Б» с поворотами , плотиной, насыпями и выемками .Высчитывать «нулевой баланс земляных масс».Я даже остановился и в душе у меня произошло ,что то не понятное…Я вдруг понял, что летник не просто обычная лесная извилистая, огибающая болота дорога, а творение рук человеческих и при том огромного их числа… Его проектировали и строили грамотные люди со всеми составляющими элементами, присущими большим автодорогам.

Дорога в высшей степени живописна

Дорога в высшей степени живописна (Нажмите на картинку для увеличения)

Явно видны точки поворота трассы . Между поворотами дорога прямая, как стрела. Вот большой песчаный бугор разрезан по середине и вынутый грунт неподалеку уложен в насыпь – вот тебе «нулевой баланс земляных масс».Даже через много лет угадывается продольный и поперечный профиль основания дороги , уклон и боковой резерв. Налицо идеальная вертикальная планировка. Столько лет я тут жил , ходил и ездил ,наверное тысячу раз, и только сейчас дошло, что это плод труда человеческого. Строилась дорога давно и техники ни какой , наверняка не было и всё делалось вручную. Сколько труда положено… Где то тут стоял поселок «Сосны» и говорят что была колония. Наверняка это их труд использовался при строительстве дороги. Сколько пришлось повалить леса, сколько переместить земли, сколько надо было напилить шпал и уложить. Какое количество народу участвовало в строительстве? Сколько полегло от морозов и недоедания??? В каком году это было? Я спросил отца, а он ответил, что когда в 55-м приехали и дорога уже была.

Именно здесь пролегала летняя дорога до поселка Нагорный

Именно здесь пролегала летняя дорога до поселка Нагорный (Нажмите на картинку для увеличения)

Всю обратную дорогу я ехал и смотря по сторонам, думал что так много интересного вокруг, а мы ничего не замечаем и как следствие не знаем. Наверняка это строительство было значимым событием для поселка и многие земляки в нем принимали непосредственное участие. А кто и когда??? У кого спросить??? И почему всё созданное таким неимоверным трудом пошло прахом??? И не только дорога… Где мы не там повернули???

 

Прошло почти 30 лет с того времени и к тем вопросам прибавились новые…Сейчас вся Россия похожа на наш поселок…Жаль ,если и судьба её ждёт такая же…

Хотел закончить на оптимистической ноте, но не получилось, за что прошу прощении. Это только мои мысли и я не пророк…

 

 


Рубрики: ОКРЕСТНОСТИ

Метки: , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Комментарии:

Ваш отзыв